|
|
|
“Третий, глаз" - это не природная аномалия,он может оказаться не то что не лишним,
а просто необходимым для творческой личности. Кроме того "Третий глаз" -
это культурная акция, затеянная и придуманная искусствоведом Тамарой Драницей на
иркутской, как нам кажется, не вполне окультуренной почве.
Идея акции такова, что в точности сформулировать ее никто не берется.
Она беспрерывно эволюционирует, эта идея, постоянно теряет и приобретает своих
приверженцев. Но зато поле ее воздействия по-видимому неограниченно. Началось
все с попытки как-то объединить творческую молодежь. Объеденить в обстановке
неформальной и в то же время, скажем так, фестивально-показательной. "Третий глаз"
возникал как некая альтернатива излишне "взрослым" и предсказуемым конференциям
"Молодость. Творчество. Современность", на которых всегда царила строгая иерархия:
вот мэтры, а вот участники.Перемешать и тех и других, заставить их говорить на
одном языке - задача смелая, но как оказалось, выполнимая.
В феврале 1997-го года в филиале художественного музея на Карла Маркса "Третий
глаз" впервые заявил о себе. Заявило о себе и определенное поколение художников
и поэтов, в каком-то смысле застрявших в межвременье: в советские "классики"
они уже не успели, а новая эпоха просто отменила это понятие. "Третий глаз"
оказался необходим еще и как возможность поколенческой самоидентификации,
возможность поглядеть на самих себя со стороны.
Другое немаловажное отличие новой культурной акции от конференций "МТС" состояло
в том, что она как бы нарушала границы, разбирала перегородки между художниками
и музыкантами, артистами и литераторами. В одном помещении, в окружении картин и
инсталляций, в общей "тусовке" происходил тот самый синтез искусств, за которьй
ратовали еще Скрябин, футуристы, Мейерхольд. Идея синтеза, прокравшаяся и в
манифест второго "Третьего глаза" - вот, пожалуй, краеугольный камень его
существования. Другая неотъемлемая черта - открытость. Принимается все, единственное
условие - творческая полноценность.
Отсюда вот какое противоречие. Кто будет эту полноценность определять? И возможна
ли объективная оценка в принципе?
Итак,мы подошли к тому, что "Третий глаз" поставил гораздо больше вопросов, чем
предложил ответов. Но обилие вопросов и даже неувязок в чем-то радует, - перед
нами живой и непредсказуемый организм, законы существования которого не могут
быть сведены к нескольким определениям.
Что такое три года? Много это или мало? Три года "Третий глаз" оставался невоплощаемой,
висящей в воздухе идеей, нарастала скука, то есть - подспудная необходимость в нем.
Парадокс в том, что "Третий глаз" и до сих пор существует без команды, без сплоченной
группы организаторов, тем более удивительно, что получилось то, что получилось.
Место и время действия: сентябрь 2000-го года, Выставочный центр имени Рогаля. Жутковатая
цифра порога тысячелетий. И в работах, представленных на этот раз (если говорить о
художественной выставке) преобладали слом, растерянность. Поколение этого "Третьего
глаза" уже другое, оно моложе и ему по всей видимости еще труднее найти себя.
Литераторы (львиной частью поэты) смотрелись (то есть, конечно, слушались) пооптимистичнее,
но ведь это не означает, что с ними все в полном порядке: и здесь свой дефицит на яркие
индивидуальности, на свежий взгляд, на техническую оснащенность.
В такой ситуации, как считает Драница, отдушиной могла стать только классика.
И действительно классики было много, много, как никогда. Академические музыканты,
фольклорные коллективы, театр "Дар" со своим "Евгением Онегиным". Очевидный контраст
с беспредметным по преимуществу искусством молодых, с усталым и уже не кажущимся
дерзким новаторством.
Музыканты вообще в этот раз сместили акценты в свою сторону. Они вы делялись на общем
фоне обязательностью, четкостью, ответственностью.
Трудновато пришлось театрам: маленькая площадка сковывала. Хорошо, если есть куда
отступать (в театральное училище, например, как Кокорину со своими ребятами), а если некуда,
если у театра вообще нет в городе постоянного пристанища?
Трансформировался и сам замысел превратить "Третий глаз" в акцию сугубо молодежную.
Возрастные рамки размылись совершенно. Как оказалось, в мероприятии такого рода нуждаются
не только начинающие, но и мэтры, заслуженные артисты. Какой-то творческий импульс они
для себя несомненно почерпнули. Иначе чем объяснить их желание выступать за символическое
вознаграждение, а чаще и вовсе бесплатно перед далеко не всегда заполненным залом?
Так насколько же результат соответствовал ожиданиям? Не вполне. Но все же соответствовал.
"Иркутск очень богат талантами" - говорит Тамара Драница - "им нужно помочь найти себя.
Я до сих пор думала, что у нас город художников, теперь вижу, что это еще и город поэтов,
музыкантов. Мне кажется, происходит возрождение интереса к литературе... Мы стоим на пороге
открытия новых форм, а формы эти появятся только во взаимодействии на общем культурном
пространстве."
Кроме всего прочего "Третий глаз" - это суровый эксперимент, проводимый в условиях,
приближенных к боевым. Чего стоит та культура, которую мы наработали? Чего стоит искусство
молодых? Всякий эксперимент опасен и непредсказуем. Эта акция меньше всего напоминала
умилительный благодушный праздник. О празднике свидетельствовала только атмосфера
неординарности происходящего. В остальном это была работа, где-то даже ее обнаженный механизм.
Смотр удач и неудач, которые все - не только частные, но и наши общие удачи и неудачи.
После закрытия, вручения дипломов (в том числе и от спон соров акции - Российского Союза
Молодежи и Комитета по делам молодежи администрации города) перед организаторами встал
вопрос: а что же дальше? Где проводить следующую акцию, как проводить, как долго проводить?
Понятно,что месяц-это многовато.А помещение? Видимо все-таки музей, здесь и выставочный
интерьер - необходимое обрамление для происходящего, здесь порядок, присмотр. Вот театрам,
пожалуй, удобнее и лучше приглашать зрителя на свои площадки (если таковые есть).
Кто-то даже стоит за марафон: "Третий глаз" в течение суток. Выступающие непрерывно сменяют
друг друга весь день и всю ночь. Кто-то предлагает вывести акцию на Байкал вместе со всеми
картинами, стендами и инструментами.
Ясно то,что "Третий глаз" не умирает и даже не впадает в спячку. Он, намереваясь между делом
обрести статус общественной организации, становится чем-то вроде клуба с тем, чтобы раз в год
снова открыто и широкомасштабно заявлять о себе.
Все это время будет осуществляться внутренняя работа, идти то же самое общение, а главное:
отбор. Акция появилась в сети, электронный aдpec: http://gallerygs.narod.ru. Ha этот сайт
принимаются заявки потенциальных участников. Сферы деятельности, направления творчества могут
быть самыми разнообразными, лишь бы предлагаемый материал был заряжен талантом и созидательным
азартом, которого именно пока и не хватает.
Еще не нужно забывать, что акция носит абсолютно некоммерческий характер. К примеру, появление
литературного и художественного каталогов нынешнего "Третьего глаза" (для которого художник
Александр Суриков создал яркий и убедительный визуальный образ) - это результат личных
героических усилий - в первом случае Евгении Самусевой, во втором - Татьяны Смольковой. Не
будь их, дело могло и не сдвинуться с мертвой точки. Конечно, нужны единомышленники-меценаты,
люди, по-настоящему заинтересованные в живом творческом процессе.
В конце концов "Третий глаз", как это ни банально прозвучит, - yжe целый образ жизни. Он
подразумевает сверхзрячесть и внутреннюю свободу. Он настаивает на способности слушать друг
друга и меняться. Как просто, казалось бы, обойтись без него, но как обидно будет,если мы вдруг
без него обойдемся.
Виталий Науменко
|