CGI-BIN.Ru Counter
Ответьте на вопрос:

Как вы узнали о нас?

Реклама
Баннер
Друзья


Результаты опроса

“Третий, глаз" - это не природная аномалия,он может оказаться не то что не лишним, а просто необходимым для творческой личности. Кроме того "Третий глаз" - это культурная акция, затеянная и придуманная искусствоведом Тамарой Драницей на иркутской, как нам кажется, не вполне окультуренной почве.
Идея акции такова, что в точности сформулировать ее никто не берется. Она беспрерывно эволюционирует, эта идея, постоянно теряет и приобретает своих приверженцев. Но зато поле ее воздействия по-видимому неограниченно.
Началось все с попытки как-то объединить творческую молодежь. Объеденить в обстановке неформальной и в то же время, скажем так, фестивально-показательной. "Третий глаз" возникал как некая альтернатива излишне "взрослым" и предсказуемым конференциям "Молодость. Творчество. Современность", на которых всегда царила строгая иерархия: вот мэтры, а вот участники.Перемешать и тех и других, заставить их говорить на одном языке - задача смелая, но как оказалось, выполнимая.
В феврале 1997-го года в филиале художественного музея на Карла Маркса "Третий глаз" впервые заявил о себе. Заявило о себе и определенное поколение художников и поэтов, в каком-то смысле застрявших в межвременье: в советские "классики" они уже не успели, а новая эпоха просто отменила это понятие. "Третий глаз" оказался необходим еще и как возможность поколенческой самоидентификации, возможность поглядеть на самих себя со стороны.
Другое немаловажное отличие новой культурной акции от конференций "МТС" состояло в том, что она как бы нарушала границы, разбирала перегородки между художниками и музыкантами, артистами и литераторами. В одном помещении, в окружении картин и инсталляций, в общей "тусовке" происходил тот самый синтез искусств, за которьй ратовали еще Скрябин, футуристы, Мейерхольд. Идея синтеза, прокравшаяся и в манифест второго "Третьего глаза" - вот, пожалуй, краеугольный камень его существования. Другая неотъемлемая черта - открытость. Принимается все, единственное условие - творческая полноценность.
Отсюда вот какое противоречие. Кто будет эту полноценность определять? И возможна ли объективная оценка в принципе?
Итак,мы подошли к тому, что "Третий глаз" поставил гораздо больше вопросов, чем предложил ответов. Но обилие вопросов и даже неувязок в чем-то радует, - перед нами живой и непредсказуемый организм, законы существования которого не могут быть сведены к нескольким определениям.
Что такое три года? Много это или мало? Три года "Третий глаз" оставался невоплощаемой, висящей в воздухе идеей, нарастала скука, то есть - подспудная необходимость в нем. Парадокс в том, что "Третий глаз" и до сих пор существует без команды, без сплоченной группы организаторов, тем более удивительно, что получилось то, что получилось.
Место и время действия: сентябрь 2000-го года, Выставочный центр имени Рогаля. Жутковатая цифра порога тысячелетий. И в работах, представленных на этот раз (если говорить о художественной выставке) преобладали слом, растерянность. Поколение этого "Третьего глаза" уже другое, оно моложе и ему по всей видимости еще труднее найти себя.
Литераторы (львиной частью поэты) смотрелись (то есть, конечно, слушались) пооптимистичнее, но ведь это не означает, что с ними все в полном порядке: и здесь свой дефицит на яркие индивидуальности, на свежий взгляд, на техническую оснащенность.
В такой ситуации, как считает Драница, отдушиной могла стать только классика.
И действительно классики было много, много, как никогда. Академические музыканты, фольклорные коллективы, театр "Дар" со своим "Евгением Онегиным". Очевидный контраст с беспредметным по преимуществу искусством молодых, с усталым и уже не кажущимся дерзким новаторством.
Музыканты вообще в этот раз сместили акценты в свою сторону. Они вы делялись на общем фоне обязательностью, четкостью, ответственностью.
Трудновато пришлось театрам: маленькая площадка сковывала. Хорошо, если есть куда отступать (в театральное училище, например, как Кокорину со своими ребятами), а если некуда, если у театра вообще нет в городе постоянного пристанища?
Трансформировался и сам замысел превратить "Третий глаз" в акцию сугубо молодежную. Возрастные рамки размылись совершенно. Как оказалось, в мероприятии такого рода нуждаются не только начинающие, но и мэтры, заслуженные артисты. Какой-то творческий импульс они для себя несомненно почерпнули. Иначе чем объяснить их желание выступать за символическое вознаграждение, а чаще и вовсе бесплатно перед далеко не всегда заполненным залом?
Так насколько же результат соответствовал ожиданиям? Не вполне. Но все же соответствовал.
"Иркутск очень богат талантами" - говорит Тамара Драница - "им нужно помочь найти себя. Я до сих пор думала, что у нас город художников, теперь вижу, что это еще и город поэтов, музыкантов. Мне кажется, происходит возрождение интереса к литературе... Мы стоим на пороге открытия новых форм, а формы эти появятся только во взаимодействии на общем культурном пространстве."
Кроме всего прочего "Третий глаз" - это суровый эксперимент, проводимый в условиях, приближенных к боевым. Чего стоит та культура, которую мы наработали? Чего стоит искусство молодых? Всякий эксперимент опасен и непредсказуем. Эта акция меньше всего напоминала умилительный благодушный праздник. О празднике свидетельствовала только атмосфера неординарности происходящего. В остальном это была работа, где-то даже ее обнаженный механизм. Смотр удач и неудач, которые все - не только частные, но и наши общие удачи и неудачи.
После закрытия, вручения дипломов (в том числе и от спон соров акции - Российского Союза Молодежи и Комитета по делам молодежи администрации города) перед организаторами встал вопрос: а что же дальше? Где проводить следующую акцию, как проводить, как долго проводить?
Понятно,что месяц-это многовато.А помещение? Видимо все-таки музей, здесь и выставочный интерьер - необходимое обрамление для происходящего, здесь порядок, присмотр. Вот театрам, пожалуй, удобнее и лучше приглашать зрителя на свои площадки (если таковые есть).
Кто-то даже стоит за марафон: "Третий глаз" в течение суток. Выступающие непрерывно сменяют друг друга весь день и всю ночь. Кто-то предлагает вывести акцию на Байкал вместе со всеми картинами, стендами и инструментами.
Ясно то,что "Третий глаз" не умирает и даже не впадает в спячку. Он, намереваясь между делом обрести статус общественной организации, становится чем-то вроде клуба с тем, чтобы раз в год снова открыто и широкомасштабно заявлять о себе.
Все это время будет осуществляться внутренняя работа, идти то же самое общение, а главное: отбор. Акция появилась в сети, электронный aдpec: http://gallerygs.narod.ru. Ha этот сайт принимаются заявки потенциальных участников. Сферы деятельности, направления творчества могут быть самыми разнообразными, лишь бы предлагаемый материал был заряжен талантом и созидательным азартом, которого именно пока и не хватает.
Еще не нужно забывать, что акция носит абсолютно некоммерческий характер. К примеру, появление литературного и художественного каталогов нынешнего "Третьего глаза" (для которого художник Александр Суриков создал яркий и убедительный визуальный образ) - это результат личных героических усилий - в первом случае Евгении Самусевой, во втором - Татьяны Смольковой. Не будь их, дело могло и не сдвинуться с мертвой точки. Конечно, нужны единомышленники-меценаты, люди, по-настоящему заинтересованные в живом творческом процессе.
В конце концов "Третий глаз", как это ни банально прозвучит, - yжe целый образ жизни. Он подразумевает сверхзрячесть и внутреннюю свободу. Он настаивает на способности слушать друг друга и меняться. Как просто, казалось бы, обойтись без него, но как обидно будет,если мы вдруг без него обойдемся.

Виталий Науменко    

Hosted by uCoz